В Литве новый Трудовой кодекс
22. 09. 2016
Со следующего года в Литве вступят в силу принципиально новые трудовые отношения. Парламент на прошлой неделе преодолел вето президента, подписавшей документ, над которым работали два года. То, что останутся недовольные, было понятно сразу. Однако правы ли критики, утверждающие, что новый Трудовой кодекс загонит трудящихся в рабство в буквальном смысле этого слова? «Литовский курьер» разобрался с главным законом страны.
Предвыборное орудие
Главный закон – это, конечно, Конституция, но принизить значение Трудового кодекса сложно. Население – работает, а значит, изменения коснутся каждого. Однако то, что изменения трудовых отношений стали инструментом предвыборной борьбы – совершившийся факт. У политиков и различных партий мнения кардинально противоположные. Например, Избирательная акция поляков Литвы – Союз христианских семей голосовала против нового кодекса и предлагала поддержать вето президента, вернув в кодекс большинство социальных гарантий из сегодняшней модели трудовых отношений.
«Опасения профсоюзов и работников на самом деле были законны, и мы против того, чтобы уже в этой сессии рассматривался весь пакет социальной модели, которая направлена на сокращения социальных гарантий. (…) Мы будем пытаться выразить позицию, чтобы Трудовой кодекс и вся социальная модель были отложены, потому что действительно не было никакого диалога, не было демократического рассмотрения в Трехстороннем совете», – говорила староста фракции ИАПЛ-СХС Рита Тамашунене на пресс-конференции, которая состоялась еще в июне. Политики сохранили свое мнение.
«Я хочу очень ясно сказать, что мои обещания, которые были даны лидерам профсоюзов, а также на встрече с бизнес-организациями – мы действительно признали допущенные нами ошибки. Если возникнут и другие предложения, то мы для них открыты и готовы их обсуждать. Главное, что мы пошлем сигнал, что мы идем в том направлении, чтобы трудовые отношения стали свободнее», – сказал после преодоления вето президента лидер социал-демократов Альгирдас Буткявичюс.
«Направлений ветра у премьера – очень много. Утром он говорит одно, после обеда – совершенно другое. Те поправки, которые он предложил изменить – это те моменты, которые больше важны лично ему, как политику перед выборами, так как он оппонирует социально ответственным группам», – ответил на это лидер профсоюзов Артурас Чярняускас.
Либерал Гинтарас Стяпанавичюс утверждал, что более гибкий Трудовой кодекс не является угрозой для работников. «Они диктуют условия работы, а не работодатели. На рынке труда ситуация напряженная, на специалистов идет охота. Поэтому не работает установка, что работодатель сильнее», — говорил народный избранник. По его словам, есть люди, которые хотят работать дольше.
«Трудовик» Кястутис Даукшис не сомневается в том, что новый кодекс позволил бы создать больше рабочих мест. Но дискуссии, по его мнению, стали полем боя личных амбиций. Его не убедили речи тех, что не создавал рабочие места. «Отбросьте амбиции в сторону», — предложил коллегам парламентарий, одобряющий новый Трудовой кодекс.
Член партии «Порядок и справедливость» Пятрас Гружилис, в свою очередь, говорил, что был пройден долгий путь к кодексу. Он признал, что одобрил бы 2/3 замечаний президента. «Но почему выбран путь разрушения?» — сокрушался политик с трибуны Сейма. Народный избранник напомнил, что советники президента участвовали в дискуссии, поэтому удивительно, что глава страны отклонила окончательный вариант. «На рынке нехватка работников. Когда такие условия — действительно ли работодатели будут использовать работников? Они стараются сохранить этого работника», — сказал он. Гражулис сомневается в том, что работодатели начнут злоупотреблять работниками, если вступит в силу Трудовой кодекс.
Консерватор Римантас Дагис утверждал, что считает, что нечестно, когда сокращаются пособия по инвалидности, когда увольняют без причин. «Мы на самом деле одобряем то, что зарплаты можно будет сократить за сокращенное рабочее время при вредных условиях?» Член Сейма перечислял самые уязвимые и критикуемые установки нового кодекса. Он упомянул, что установки эстонского кодекса в Литве были отклонены в качестве примера.
В итоге, как известно, вето преодолели, набрав 71 голос.
Что надо знать?
Но политики на то и политики, чтобы интерпретировать новые правила так, как им удобно перед выборами. Мы же решили воспользоваться выводами профессионалов и аполитично посмотреть на новый порядок. В этом помог анализ адвокатской компании Judickienė ir partneriai JUREX. Итак, что нужно знать про новый Трудовой кодекс и с чем его «едят».
1.Будет разрешено свободно заключать срочные трудовые договора, но будет ограничен срок трудовых договоров, заключаемых подряд с одним и тем же работодателем: для одной и той же работы – до 2 лет, для различных работ – до 5 лет.
2.Появляется множество других видов договоров: трудовой договор неустановленного объема, договор о проектной работе, договор о разделении рабочего места, договор для нескольких работодателей. Установление новых форм трудовых отношений позволит более гибко применять трудовые отношения в зависимости от потребностей работодателя и работника.
3.Минимальная зарплата может выплачиваться только за неквалифицированную работу.
4.Сокращаются сроки предупреждения об увольнении с работы, когда работника увольняют не по его вине: новый срок предупреждения об увольнении – один месяц, если трудовые отношения длятся менее года – две недели (в нынешнем кодексе – 2 месяца). Сроки предупреждения будут удвоены для работников, которые воспитывают ребенка младше 6 лет или в одиночку воспитывают ребенка младше 12 лет, а также для работников, которым до пенсионного возраста государственного социального страхования осталось менее 5 лет, и утраиваются для работников с ограниченными возможностями и работников, которым до выхода на пенсию осталось менее 2 лет.
5.Сокращаются выходные пособия: когда работник разрывает трудовой договор по своей инициативе по важным причинам (болезнь или инвалидность, достижение пенсионного возраста, долговременный простой в предприятии или двухмесячная задержка зарплаты), размер выходного пособия достигает одной средней месячной зарплаты или половины средней месячной зарплаты, если работник работал менее года (согласно нынешнему кодексу – две средние зарплаты); если договор расторгается по инициативе работодателя, не по вине работника, работнику вне зависимости от того, сколько он проработал в предприятии, выплачивается пособие в размере двух его средних зарплат, а если трудовые отношения длятся менее года – выходное пособие в размере половины его средней зарплаты. Это значительно меньше, чем в нынешнем Трудовом кодексе, где в зависимости от трудового стажа работника установлены выходные пособия в размере от одной до шести средних месячных зарплат.
6.При увольнении работника из-за повторного нарушения рабочей дисциплины в новом проекте причиной увольнения может стать только второе такое же нарушение служебных обязанностей, когда в нынешнем кодексе причиной увольнения может стать любое второе, необязательно такое же, нарушение служебных обязанностей, совершенное в течение 12 месяцев.
7.Предлагается нововведение – работодатель может уволить работника, не указав причину, предупредив его за три рабочих дня и выплатив ему компенсацию в размере не менее 6 средних месячных зарплат. Единственное ограничение – трудовой договор не может быть расторгнут из-за участия в деле против работодателя, обвинения в нарушении права, а также по дискриминационным мотивам. Предусмотренную установку очень ждали работодатели, поскольку бывают ситуации, когда работодателя не устраивали поведение и работа работника, но вины работника по ныне действующим законам не было, и работодатель не мог законным путем расторгнуть трудовой договор. В таком случае инициируются фиктивные структурные реформы, совершается давление на работника, инициируются не всегда обоснованные процедуры применения мер дисциплинарного взыскания и так далее. С другой стороны, утвержденное выходное пособие в размере шести средних месячных зарплат достаточно большое, поэтому нечестные работодатели, которые до сих избегали выплаты таких пособий, могут и дальше применять упомянутые способы для расторжения договора, чтобы не платить выходное пособие или платить значительно меньшую сумму. Возникшие из-за этой установки трудового кодекса дискуссии о том, что в таком случае не защищаются интересы социально уязвимых лиц, например, когда работодатель сможет уволить женщину, воспитывающую малолетнего ребенка (старше 3 лет), не совсем обоснованные, поскольку закон запрещает дискриминацию и увольнения из-за семейного положения. Можно предполагать, что после вступления в силу такой установки значительно увеличится количество дел, в которых работники будут судиться из-за увольнения с работы по причине дискриминации.
8.В новом кодексе установлено больше возможностей предусматривать в трудовых отношениях гибкий рабочий график, то есть применять рабочий график к каждому работнику индивидуально в зависимости от его личных, социальных или семейных потребностей. В трудовых договорах появится возможность согласовывать более гибкий рабочий график, в то время как сейчас применяется рабочая неделя из пяти или шести дней.
9.Для беременных женщин и родителей, воспитывающих детей, предусмотрена возможность работать дома. Работодатель обязан удовлетворить просьбу работника работать на расстоянии не менее 1/5 от всей нормы рабочего времени, если того потребует беременная, недавно родившая или кормящая ребенка грудью женщина, работник, воспитывающий ребенка младше 3 лет, а также работник, воспитывающий в одиночку ребенка младше 14 лет или ребенка с ограниченными возможностями младше 18 лет, если только работодатель не докажет, что из-за производственной необходимости или особенностей организации работы это принесло бы слишком большие убытки.
10.У работников будет право в определенных случаях работать неполный рабочий день, чтобы уделить больше времени семейным нуждам. Согласно новому кодексу, все работники без исключения могут попросить установить неполный рабочий день. Но, наверное, эта установка наиболее благоприятна для мам, возвращающихся на работу после отпуска по уходу за ребенком – предусмотрена возможность определенный период работать не менее половины рабочего дня. Согласно проекту, работники могут просить работать неполный рабочий день в течение одного года, если их с работодателем связывают трудовые отношения, продолжающиеся не менее 3 лет. Работодатель будет обязан удовлетворить такую просьбу. Возможность работать неполный рабочий день также предусмотрена для лиц, просьба которых основывается на состоянии здоровья работника, инвалидности или необходимости ухаживать за членом семьи, также для беременных, недавно родивших или кормящих ребенка грудью женщин, работников, воспитывающих ребенка младше 3 лет, работников, в одиночку воспитывающих ребенка младше 14 лет или ребенка с ограниченными возможностями младше 18 лет.
11.Будет разрешено отрабатывать значительно больше сверхурочных, чем в нынешнем кодексе. Их максимальная грань за год увеличивается более чем в 3 раза, а максимальная продолжительность рабочей недели, в том числе и дополнительной работы, увеличивается с 48 рабочих часов до 60 рабочих часов.
12.Предусматривается условно более короткий отпуск, поскольку он будет исчисляться не календарными, а рабочими днями: будет предусмотрен ежегодный отпуск продолжительностью 20 рабочих дней (если лицо работает 5 дней в неделю) или 24 рабочих дня (если лицо работает 6 дней в неделю). Но в трудовых и коллективных договорах можно будет договориться и о более длительном отпуске.
13.Отпускные будут выплачиваться не позднее чем за один день перед началом ежегодного отпуска, в нынешнем кодексе – за три дня. Отпускные за часть отпуска, которая совпадает с отпуском за весь год, могут выплачиваться согласно общему порядку выплаты зарплаты. В новом кодексе аннулируется право работника требовать продлить отпуск на столько дней, на сколько была задержана выплата отпускных.
14.Согласно новому кодексу, накануне праздничных дней рабочий день не будет сокращаться на один час.
15.Ответственность работника за нанесенный ущерб не будет ограничиваться. Согласно нынешнему Трудовому кодексу, работодатель за нанесенный ущерб может взыскать с работника сумму, которая ограничивается тремя средними месячными зарплатами, за исключением тех случаев, когда работник специально нанес ущерб, нанес ущерб, потеряв оборудование, рабочие инструменты, или когда с работником заключается договор о полной материальной ответственности. В новом кодексе не будет ограничиваться размер ущерба, а это значит, что работник должен будет возместить работодателю всю сумму ущерба во всех случаях, даже когда ущерб нанесен из-за неосторожных действий.
Хороши эти установки или нет, решить можно самостоятельно. Михаил КИСЕЛЕВ