9 сентября 2017 года
Автор: Марина Лебедева (журналист LTV7)
Наши соседи — жители Эстонии — уже давно несут тяжкий груз управления многоквартирными домами на собственных плечах. Здесь жильцы объединяются в квартирные товарищества и сами принимают решения о распределении накоплений, рассказывает передача «Личное дело» на LTV7.
Квартирные товарищества существуют в Эстонии уже более 20 лет. Их создают сами жители многоквартирных домов. Один дом — одно квартирное товарищество. Его регистрируют как юридическое лицо, назначают управляющего. Он, впоследствии, и берет на себя решение всех проблем, связанных с обслуживанием дома. Говорят, с переходом на эту систему Таллинн значительно «похорошел».
«Квартирное товарищество само решает, что со своим домом делать. Утеплять — или нет. Очень много вариантов есть. Если поездить по спальным районам, уже видно, где работает хорошее квартирное товарищество», - рассказывает глава совета Союза квартирных товариществ Эстонии Раймо Йыгева.
Серийный дом в спальном районе Мустамяэ, в Таллинне. Он построен в 1971 году. Здание является своего рода уникальным. На его реновацию потрачено 2 миллиона евро — решением квартирного товарищества. Это рекордная сумма для Таллинна.
Анвар Кима — управляющий квартирного товарищества этого дома в Мустамяэ. Он и сам живет здесь. Говорит, договориться с соседями о необходимости реновации было непросто. На это ушло несколько лет.
«Тут 162 квартиры. И этот дом полностью реновировали в 2013-2014 годах. Частично – за деньги живущих тут людей, они взяли кредит. И часть — 35% от этой суммы — дало государство», - говорит Кима.
Кредит и софинансирование государства на реновацию может получить только дом, состоящий в квартирном товариществе. Говорят, это выгодно. Расходы на коммунальные платежи значительно снижаются. Прибавляем к ним ежемесячный платеж по кредиту на реновацию — и общая сумма остается практически неизменной. А вот уровень комфорта значительно повышается. Но, как и везде, здесь есть свои подводные камни.
«Если вы помните, Остап Бендер, когда у него все лопнуло, переквалифицировался в управдомы. Председатели товариществ — это примерно управдомы, люди, которые на этом зарабатывают. Легче всего заработать на откатах. Произошла такая странная комбинация: сплелась доморощенная мафия с мафией строительной и с мафией финансовой. Банки легко дают кредиты потому, что там есть такой юридический механизм, который разрешает, если кто-то не будет платить —лишить его жилья», - говорит член правления Балтийского института жилищной экономики и политики, доктор экономических наук Владимир Вайнгорт.
Решение о необходимости взять кредит на утепление дома или его полную реновацию принимается большинством голосов жильцов. Собственник квартиры, конечно, имеет право на отличающееся от большинства мнение, однако.
«В любом случае, это как в косяке рыб. Если все туда поплыли, ты тоже будешь обязан туда поплыть. (..) Механизм взыскания задолженностей с того человека, который не оплачивает коммунальные платежи или взятые на себя обязательства, очень простой. Суд. Все», - поясняет юрист Эрика Шоллер.
Такие случаи в Эстонии уже есть. Однокомнатную квартиру в не самых благополучных районах можно купить за 500 евро. В пустующем доме: без отопления и других коммуникаций.
«Конечно, если люди понимают, что они не могут заработать деньги, они начинают уезжать. Бросают свою недвижимость или становятся должными по какой-то причине квартирным товариществам. И — да — отключают. И люди сидят зимой без отопления», - утверждает юрист.
Сегодня в Эстонии остается примерно 35-40% многоквартирных домов, которые не создали свои квартирные товарищества. Дело это добровольное. Пока добровольное.
«Можно сказать, что это окончание реформы, которая была начата много-много лет назад. Но теперь добровольно-принудительно все собственники должны перейти в юридическое лицо. То есть, квартирное товарищество. И для этого дан срок до 1 января 2018 года», - пояснил «Личному делу» депутат эстонского парламента Денис Бородич (Партия реформ Эстонии).
Остановить процесс принудительного вступления собственников квартир в товарищества в начале следующего года невозможно. В случае, если отдельные дома не присоединятся к системе добровольно до начала 2018 года, это сделает за них государство. И назначит управляющего из числа сторонних людей. А это уже совсем другие расходы на его услуги.