LogoLietuva     Pension reform in Lithuania Чем обернется пенсионная реформа в Литве?

2016 08 11

         Недавно Президент Литвы утвердила законы, связанные с введением новой социальной модели, которые предусматривают вызвавшую множество дискуссий реформу пенсионной системы и Фонда социального страхования («Содра»).

         Законы вступают в силу с 1 января 2018 года. По мнению их разработчиков, отныне более ясными и понятнымм становятся расчет пенсий, правила индексации, размер пенсий будет устанавливаться объктивно, а не по прихоти политиков. Часть пенсии будет финансироваться из госбюджета, что позволит расширить источники финансирования и снизить налоговую нагрузку на заработную плату. Расширение источников финансирования пенсий сократит их зависимость от числа работающих и их заработной платы, что важно в условиях стареющего населения.

         До 2028 года будет повышен обязательны стаж с 30 до 35 лет, необходимый для получения полной величины общей части пенсии. Минимальный же стаж, дающий право на пенсию по старости, остается неизменным – 15 лет. Величина выплачиваемой пенсии будет автоматически обновляться раз в год без обращения в «Содру».

      Величина индивидуальной части пенсии будет рассчитываться посредством учетных единиц. Заплатив в течение года взносы пенсионного страхования от одной средней заработной платы по стране, лицо накапливает одну учетную единицу. Соответственно, накапливает несколько единиц или же часть единицы, если платит большие или меньшие взносы. Сумма за всю трудовую карьеру накопленных единиц, умноженная на индексированную стоимость единицы, составляет индивидуальную часть пенсии.

    Раньше эта индивидуальная часть называлась дополнительной и рассчитывалась в соотнесении с произвольно устанавливаемой величиной «страхового дохода». Из-за этого одинаковые взносы в разные периоды времени приобретали неодинаковый вес, что создавало неравенство пенсий для лиц с одинаковой трудовой биографией.

      Таким образом, каждый взнос, даже небольшой, будет увеличивать количество учетных единиц, а значит и пенсию. Раньше могло произойти так, что небольшой взнос, усредненный со сделанными ранее, снижал средний коэффициент, по которому рассчитывалась пенсия, следовательно, и сама пенсия становилась меньше. По новой формуле такого не может произойти. Часть пенсии, которая не зависит от величины уплаченных взносов пенсионного страхования, а зависит только от страхового стажа, будет называться «общей» частью вместо прежней «основной» или «базовой». Прежняя «добавка за стаж» исчезает как отдельная часть пенсии и входит в «общую» часть, притом с некоторым увеличением для лиц со стажем более 30 лет.

     В соответствии с принятыми поправками общая часть пенсий государственного социального страхования будет финансироваться из бюджетных средств, однако в переходный период она частично будет финансироваться из бюджета «Содры». Принято прелиминарное решение, что тариф платежей работодателя в «Содру» в 2017 г. уменьшится на 1%, а в 2018-м это будет решаться отдельно. Обязательным станет создание Резервного фонда социального страхования, который будет состоять из двух частей: для пенсий и иных социальных выплат.

     Введение «потолка» «Содры» означает, что с превышающей его части заработной платы не будут взиматься взносы обязательного социального страхования. До сего времени «потолка» на взносы не было, он устанавливался только на выплаты. Так, в первый год (2017) «потолок» составит 120 величин средней заработной платы (СЗП) – около 7,48 тыс. евро в месяц.

      Для тех, кто уже на пенсии вводится новый способ учета приобретенных пенсионных прав. Величина пенсии останется неизменной (или несколько возрастет для лиц с большим страховым стажем). Это позволит к нынешним пенсионерам, в равной мере, как и к будущим, применять те же правила нового закона. Иначе неизбежно возникла бы разница в правах между «старыми» и «новыми» пенсионерами.

     Коэффициенты, существующие по расчетам до 2018 года, будут пересчитываются в учетные единицы, и «индивидуальная» часть пенсии точно совпадает с бывшей «дополнительной»; «общая» же часть несколько увеличивается для лиц с большим стажем.

      В 2013–2015 годы, согласно данным Департамента статистики, ориентировочно пятая часть работающих получала минимальную зарплату. Причем в частном секторе почти 25 процентов всех работающих получали минимальную зарплату, тогда как в государственном секторе около 13 процентов.

      Среди стран Евросоюза Литва занимает низшие позиции по соотношению пенсионных затрат по сравнению с размером валового внутреннего продукта. Схожие показатели по соседним странам Балтии, Ирландии. В Литве в целом распределение через общественные фонды меньше, чем в других странах. Налоговые сборы относительно небольшие, таким образом, бюджетный пирог меньше, чем в других странах. попросту нет.

      Что касается соотношения пенсий и зарплат, то в начале 2000 годов оно составляло 40–42 проц. В предвыборные годы пенсия увеличивалась больше, чем зарплата, и этот показатель приближался к 50 проц. В 2009 году, когда заработки значительно упали, был установлен своеобразный рекорд в соотношении пенсий и зарплат. Средняя пенсия составляла почти 50 проц. от средней зарплаты. Но это произошло не от того, что пенсия стала выше, а потому что заработок упал. Сейчас заработки растут, поддерживать такое соотношение сложно.

       В настоящее время соотношение средней пенсии к средней выплачиваемой зарплате (нетто) составляет 45 проц. Реальная величина пенсии зависит от реальных зарплат, отчислений в фонд, в конечном итоге, от общего состояния экономики Литвы.

      Будущие пенсии – как в «Содре», так и в накопительных фондах – зависят от работающего поколения, его численности и продуктивности. Право на пенсию в условиях существующего пенсионного принципа солидарности поколений может реально осуществить только работающее поколение. Поэтому нужно, чтобы на рынке труда было больше работающих и их производительность была как можно более высокой. Кстати, экономическая эффективность работающего поколения благодаря внедрениям современных технологий, организации производства постоянно растет.

      Увеличение численности работающих может быть достигнуто повышением пенсионного возраста. Также путем осуществления такой политики занятости, чтобы она уменьшила безработицу среди всех возрастных групп, поощряла рождение и воспитание детей через создание благоприятных условий по занятости женщин и мужчин, создание конкурентоспособных по сравнению с другими странами условий труда, что приостановило бы эмиграцию. Повышение производительности труда может быть достигнуто за счет инвестиций в современные технологии и благодаря созданию прогрессивных трудовых отношений.

Департамент міжнародних зв"язків ФПУ