images_Pay in the public services - how workers continue to pay for the crisis_

ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА В СЕКТОРЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ:

РАБОТНИКИ ПРОДОЛЖАЮТ ПЛАТИТЬ ЗА КРИЗИС

      В ответ на финансовый кризис 2008 года правительства стран Европы использовали государственные деньги для стабилизации системы и спасения банков. Государственные расходы также помогли сохранить европейскую экономику, поскольку деятельность частного сектора и инвестиции рухнули. Вместе с тем, многие национальные правительства под давлением со стороны европейских институтов приступили к обширным мерам жесткой экономии, направленным на сокращение государственных расходов и государственного долга.

     Меры жесткой экономии отразились на большинстве работников общественного сектора Европы. Была урезана или заморожена заработная плата государственных служащих в 19 странах Европейского союза, что коснулось более 20 млн. человек.  Работники общественного сектора нескольких стран также были вынуждены работать дольше при неизменном уровне заработной платы.

     Одновременно правительства замораживали наем и сокращали рабочие места, оставляя работников общественного сектора наедине с повышенными нагрузками, пытаясь поддерживать деятельность государственных органов при уменьшении количества работников. Кроме того, увеличение краткосрочных контрактов на государственной службе привело к ослаблению устойчивости занятости, в особенности в сфере дошкольного образования, высшего образования и науки.

     Эти меры оказали долгосрочное воздействие на работников общественного сектора. А в ряде стран, где наблюдалось существенное сокращение и долгосрочное замораживание заработной платы, работникам так не удалось вернуть свою покупательную способность на докризисный уровень.

     В данной информационной записке представлен обзор ситуации в 7 странах, а также текущее положение работников общественного сектора. В рамках кампании за повышение заработной платы, стартовавшей ​​в начале этого года, ЕКП настаивает на необходимости повышения заработной платы трудящихся Европы. Здесь также объясняется, почему необходимо повышать заработную плату работников общественного обслуживания, для большинства из которых это всего лишь шаг на пути к восстановлению их заработной платы уровня 10-летней давности.

     Итоги урезания, замораживания заработной платы и других мер жесткой экономии для работников общественного сектора

     В двух докладах ЕФПОО «Неправильная цель» 2010 и 2012 годов идет речь о 10 странах, в которых урезание заработной платы коснулось работников общественного сектора наряду с другими изменениями, ухудшившими условия их труда. В некоторых из этих стран заработная плата работников общественного сектора   постепенно возвратилась на докризисный уровень, но профсоюзы продолжают борьбу и ведут переговоры о восстановлении утраченной покупательной способности и других выплат. Кроме того, работники общественного сектора таких странах, как Франция, Италия и Великобритания, не испытавшие фактического урезания заработной платы, столкнулись с серьезным снижением покупательной способности в результате длительного замораживания заработной платы или повышения уровня инфляции.

     ETUCE также изучил прямое влияние жесткой экономии на заработную плату учителей, замороженную или урезанную в нескольких европейских странах в этот период. Наибольшее снижение реального размера законодательно установленной заработной платы было зафиксировано в Португалии, Англии (более 10%) и Греции, где в 2005-2014 годах этот показатель достиг пика, составив более 30%.

     Представляем вашему вниманию обзор ситуации в 7 странах.

 Греция

 Заработная плата. Первые шаги по урезанию заработной платы были сделаны в ноябре 2009 и октябре 2010 года. В целом имело место совокупное сокращение ряда выплат на 20%, а также существенное урезание, а в некоторых случаях и полная отмена 13-й и 14-й зарплат, которые ранее получали работники общественного сектора. По оценкам правительства, сокращения 2010 года были эквивалентны урезанию заработной платы в номинальном выражении на 14%. Также была внедрена новая система оплаты труда, которая, согласно планам правительства, должна привести к снижению средней заработной платы на 17% в течение трех лет. По оценкам ОЭСР, имело место снижение годового фактического установленного законом уровня заработной платы учителей на 30% – с 25 тыс. евро в 2010 году до 17592 евро в 2014 году. Вместе с продолжающимся замораживанием заработной платы покупательная способность работников общественного сектора снизилась в среднем на 40%.

Рабочие места. Общее число рабочих мест в органах государственного управления страны сократилось с 377,800 в 2008 году до 334,100 в 2016 году, т.е. на 47800 или 12,6%, что поставило ее, согласно данным Евростата, на четвертое место по спаду в ЕС в этот период. В течение этого времени в сфере здравоохранения Греции также имело место сокращение рабочих мест на 6,8% (13,600). Это было самое резкое сокращение в ЕС в абсолютном и процентном отношении в то время, когда большинство стран ЕС увеличивали число рабочих мест в секторе. По данным Статистического института ЮНЕСКО, общее число работников образования сократилось с 193635 в 2007 году до 175868 в 2014 году.

 Ирландия

 Заработная плата. Работники общественного сектора первоначально пострадали от введения налога на пенсии в феврале 2009 года, что фактически привело к сокращению заработной платы всех государственных служащих в среднем на 7,5%. В январе 2010 года заработная плата была снова урезана. В марте 2010 года было достигнуто соглашение с профсоюзами, в соответствии с которым не предусматривалось никакого дальнейшего урезания и обязательных увольнений до конца срока действия соглашения в 2014 году. В 2013 году была урезана заработная плата более высокооплачиваемых работников с годовым доходом свыше 65 тыс. евро. В конце 2010 года вмешательство МВФ привело к сокращению найма на 10% без изменений в оплате труда оставшихся работников.

Рабочее время. В 2013 году рабочее время было увеличено без компенсации с 35 до 37-часовой рабочей недели, а те, чье рабочее время уже превышало 35 часов, переходят на 39-часовую рабочую неделю.

Рабочие места. Работники образования Ирландии сталкиваются с ростом нерегулярной занятости в секторе, в результате чего они не имеют постоянной работы и переводятся на почасовые контракты.

Заработная плата. Первоначально заработная плата в секторе общественного обслуживания была заморожена в 2010 году, а в 2011 году урезана в среднем на 5%. После избрания нового правительства в октябре 2011 года был обнародован новый пакет сокращений. В зависимости от доходов в 2012-2013 годах были отменены 13-я и 14-я зарплаты. По оценкам профсоюзов, вместе с последующим замораживанием заработной платы покупательная способность работников общественного сектора снизилась на 9%.

Рабочее время. Правительство увеличило рабочее время с 35 до 40 в неделю без компенсации. Против этого выступило большинство работников общественного сектора, а профсоюзы провели переговоры с местными органами государственной власти по сохранению 35-часовой рабочей недели. Однако некоторые работники продолжают работать 40 часов в неделю.

Рабочие места. К концу 2016 года в органах государственного управления насчитывалось на 43,800 меньше рабочих мест чем в 2008 году, т.е. имело место сокращение более чем на 13%, что поставило ее, согласно данным Евростата, на третье место по спаду в ЕС в этот период. В 2012 году сектор образования подвергся масштабному реформированию, которое заключалось в сокращении количества еженедельных учебных часов и ликвидации некоторых предметов, что привело к сокращению числа преподавательского и непреподавательского состава. Количество работников образования сократилось с 219569 в 2010 году до 175504 в 2015 году, т.е. на 20%.

Испания

 Заработная плата. Правительство урезало заработную плату работников общественного сектора на 5% в июне 2010 года, объявило о ее замораживании на этом уровне до конца 2011 года, но продлило его без увеличения заработной платы до роста на 1% в 2016 году. По оценкам профсоюзов, работников общественного сектора потеряли в среднем 15% покупательной способности.

Рабочее время. В 2011 году была равномерно введена 37,5-часовая рабочая неделя для всех работников общественного сектора, что привело к увеличению рабочего времени большинства работников местных и региональных органов власти на 2,5 часа без компенсационного повышения заработной платы.

Рабочие места. Число рабочих мест в секторе общественного обслуживания сократилось на 216,400.

 Великобритания

 Заработная плата. Размер заработной платы согласовывается или устанавливается путем переговоров в отдельных соглашениях, охватывающих здравоохранение, местные органы власти и различные секторы гражданской службы. Первоначальным шагом стало трехлетнее замораживание заработной платы с 2010 года, распространявшееся на работников местных органов власти. Но  в случае здравоохранения и государственной службы имели место исключения для тех, кто зарабатывает менее 21 тыс. фунтов стерлингов в год. С 2013 года имело место ограничение повышения заработной платы на 1% заработной платы с некоторыми исключениями для наиболее низкооплачиваемых категорий работников. Средняя заработная плата в общественном секторе Великобритании в 2009 году составляла 27692 фунтов стерлингов. К 2016 году она достигла 30586 фунтов стерлингов, но если бы не отставала от инфляции, то составила бы 34103 фунтов стерлингов, что говорит о потере покупательной способности на 3357 фунтов стерлингов. В 2009-2014 годах в секторе образования Великобритании имело место общее снижение минимального валового годового законодательно установленного уровня заработной платы более чем на 9%.

Рабочие места. По данным Евростата в 2008-2016 годах в секторе государственного управления были сокращены более 200 тыс. рабочих мест.

 Франция

 Заработная плата. Государственные служащие уже столкнулись с повышением заработной платы ниже уровня инфляции за несколько лет до 2008 года. После повышения на 0,8% в 2009 и на 0,5% в 2010 году заработная плата была заморожена на протяжении последующих пяти лет. Очередное повышение на 0,6% имело место в июле 2016 года и на 0,6% в феврале 2017 года. По оценке профсоюзов, снижение покупательной способности составило от 1,1 тыс. до почти 3 тыс. евро в год в зависимости от должности и ранга.

Рабочие места. По данным Евростата, в 2008-2016 годах в секторе государственного управления были сокращены более 250 тыс. рабочих мест.

Заработная плата. Коллективно-договорное регулирование в общественном секторе было приостановлено в 2010 году первоначально на три года и привело к фактическому замораживанию заработной платы на протяжении семи последних лет. Согласно официальным данным, среднегодовая заработная плата в общественном секторе в 2015 году составляла 34146 евро, что на 376 евро меньше, чем в 2009 году. Если бы средний показатель соответствовал инфляции за этот период, то она достигла бы 38107 евро, что в среднем привело к снижению покупательной способности на 3,961 евро.

Рабочие места. Сочетание сокращения рабочих мест и замораживания найма привели к уменьшению числа рабочих мест в общественном секторе на 215974 по сравнению с 2008 годом. Также имел место резкий рост нестабильной занятости среди большинства работников образования: в настоящее время более чем 200 тыс. человек работают в условиях нестабильной занятости.